?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Отличный материал о поведении фототехники при отрицательных температурах от Павла Косенко.
Оригинал взят у pavel_kosenko в Опыт съемки в условиях Арктики


Когда я готовился к поездкам в Арктическое Заполярье, долго думал – какую фототехнику с собой брать. С одной стороны хотелось взять минимум камер и объективов, т.к. в условиях сурового климата носить несколько фотоаппаратов весьма затруднительно, а менять объективы почти невозможно. С другой стороны, ехать с одной камерой, пусть и экспедиционной, тоже стрёмно – а вдруг поломается или, например, сядут все аккумуляторы, включая запасные?
В итоге мой выбор, во многом интуитивный, остановился на двух камерах: «большой» Canon 1D X (с объективом 24-70 f/2.8L) и «маленький» Fujifilm X-Pro1 (с объективом Fujifilm XF 18 mm f/2 R X-Mount). Был большой соблазн взять с собой для надёжности ещё и плёночную камеру, но я решил ограничиться изрядным запасом энергии: для большой камеры взял 2 аккумулятора, для маленькой 5. Также у меня с собой был iPhone, но при -53 градусах он оказался совершенно бесполезен, т.к. 100% зарядки ушло в течение 2-х минут.



Как показала практика, мой выбор оказался очень удачным. В этой статье я поделюсь своим опытом съемки в условиях Крайнего Севера, основанном на двух недавних поездках: в Эвено-Бытантайский улус (Республика Саха) и Ненецкий-Автономный округ. Причём, если в первой поездке большую часть времени я находился в УАЗ-иках и тёплых домах, иногда оказываясь на улице, то во второй основное время проводил на снегоходах, иногда заглядывая в отапливаемые буржуйками чумы. Таким образом у меня была возможность проверить своё решение в двух разных форматах путешествия.
Но начнём по порядку. То есть... с водки! Да-да, именно с русской водки, так будет проще понять, о чём речь. Итак, достаньте из морозилки бутылку водки.




Проблема № 1. «Отмороженные предметы»

Как вы наверняка знаете, оказавшись в тепле, бутылка моментально покрывается тонким слоем инея. Это основная проблема, с которой сталкивается фотограф при съёмке на Севере. Причём, если в случае морозилки мы перемещаем предмет из -18 в +25 (разница температур 43 градуса), то на Севере часто приходиться иметь дело с температурами от -50 до +30 (разница 80 градусов).

Тепло – одна из самых высочайших ценностей для жителей Арктики, поэтому свои жилища они топят настолько мощно, насколько это возможно. Как это ни странно, но жара – достаточно распространённая проблема для приезжих. Мне доводилось останавливаться в Якутске в разных отелях, и везде было натоплено так, что спишь без одеяла и просыпаешься в поту (окна при этом, естественно, не открываются).

При этом на улице холодно настолько, что замерзаешь за несколько минут. Мне известен случай, когда музыканты одного коллектива, дающего гастроли в Якутске, решили постоять на улице в одних рубашках. Чтобы потом хвастаться знакомым. При температуре -60 градусов они провели ровно 2 минуты, после чего пришлось вызывать скорую, которая идентифицировала на их лицах и пальцах рук обморожения разной степени.

Без специальной тёплой и дышащей одежды и обуви, к которой в том числе относятся изделия из оленей шкуры (унты, торбаса, кухлянки, малицы и т.д.) и, видимо, без привычки, переносить постоянные перепады температур под 100 градусов весьма затруднительно. И не только человеческому телу, но и фототехнике.

Когда мы выносим теплую сухую камеру из тепла в холод, поначалу проблем нет. Потом камера охлаждается, и если её занести обратно в тепло, возникает та самая проблема «бутылки водки из морозилки».





Для того, чтобы камера оттаяла, требуется много времени. Не менее 30 минут, а иногда 1 и даже 2 часа.



Причём, оттаивая, камера вместо инея покрывается испариной и даже водой. Особенно, если в помещении кипит котёл и готовят еду (что чаще всего и бывает).





Понятно, что снимать в это время невозможно. А ведь внутри изб и чумов часто происходит самое интересное! Но на этом проблемы не заканчиваются. Далее, если не дождаться, пока камера полностью высохнет и выйти на улицу, вода снова превращается в лёд. Иногда это может стать принципиальной проблемой, как например, в таком случае:



В углублении кнопки спуска (она же кнопка включения/выключения камеры) образовалась капля воды, которую я не заметил. С корпуса влага испарилась, а в кнопке не успела. Когда потом я вышел на улицу и пытался включить камеру, сделать это не получилось. В итоге я на некоторое время остался без этой камеры. Включить её удалось только после следующего отогрева.




Проблема № 2. «Дыхание»

Вторая проблема не такая глобальная, как первая, но тем не менее она актуальна. В первую очередь для тех, кто носит очки.



Как вы знаете, наше тёплое дыхание на морозе моментально выпадает в виде инея. На усах-бороде, одежде и на всём, что близко к нашему рту.







Но вы можете столкнуться с этой проблемой, даже если не носите очки. Причём более всего ей подвергнуты те самые «большие» экспедиционные камеры:



Потому что они настолько большие, что полностью закрывают лицо (в том числе рот) при съёмке.


Проблема № 3. «Аккумуляторы»

Как вы наверняка знаете, ёмкость аккумуляторов при низких температурах существенно снижается. Если в обычных условиях на одном заряде аккумулятора для Canon 1D X я делаю около 1700 кадров, то на 30-градусном морозе это количество уменьшается примерно вдвое до 800. А на 50-градусном на 2/3, примерно до 500. Эти цифры, конечно, будут сильно зависеть от используемых объективов и стиля съёмки (активности использования автофокуса).

С одной стороны кажется, что 500 кадров, это много. Но во-первых, когда вы попадаете в экзотические места, объёмы снимаемого резко увеличиваются (у меня в среднем выходило 1000-1500 кадров в сутки). Во-вторых, в тундре вы можете находиться несколько дней без возможности подзарядить свои камеры. Поэтому по факту нужно иметь как минимум 2, а лучше 3 или даже 4 таких батареи.

Ёмкость аккумуляторов для «маленькой» камеры меньше изначально, поэтому их надо брать с собой больше. В обе поездки я брал 5 штук, и ни разу мне не пригодилось более 3-х. Почему? Ответ можно найти ниже, в описании того комплексного решения, к которому я пришёл.


Решение

Принимая во внимание все описанные выше проблемы и попробовав разные камеры в разных условиях, я пришёл к следующему, на мой взгляд, достаточно оптимальному решению. Наблюдая за другими фотографами в своих поездках по Крайнему Северу, я понял, что многие из них пришли к аналогичному. Решение на самом деле довольно простое и заключается в следующем.

1) «Большая» экспедиционная камера с мощным аккумулятором используется только для съёмки на улице. Она всё время висит поверх основной одежды (весьма удобен для этого плечевой ремень). При заходе в помещение оставляется в сенях или рядом со входом в чум – там, где температура ниже нуля. Для того, чтобы в помещении она не покрылась инеем или испариной, и не возникло очередных проблем при выносе обратно на мороз. При этом полезно вытащить аккумулятор и сунуть его в карман, чтобы он отогревался и восстанавливал потерянную мощность.

2) «Маленькая» камера всё время носится за пазухой (под верхней одеждой) и используется только для съёмки в помещениях. Вы оставляете большую камеру в сенях, снимаете одежду, достаёте маленькую теплую камеру, и тут же начинаете снимать, не дожидаясь оттаивания. Перед тем как выйти обратно на улицу, камеру снова прячете под одежду.

Единственный нюанс, с этим связанный – ваша верхняя одежда должна быть достаточно объёмной (не обтягивающей). Но, собственно, при очень низких температурах по другому и не бывает.

ОБЪЕКТИВЫ

Исходя из того, что маленькая камера нужна в помещениях, вполне логично было бы использовать для неё широкоугольный объектив. К тому же камера должна быть максимально компактной, чтобы не привносить излишний дискомфорт при ношении под одеждой.

На большую камеру, соответственно, логично повесить что-то более-менее универсальное, например объектив с фокусными расстояниями 24-70, 24-105 и т.п. Хотя, это зависит от стиля вашей съемки – я для этой цели вполне успешно использовал и широкий угол 35 мм.

В моём случае решение получилось таким:

Canon 1D X с объективом 24-70 f/2.8L – «большая внешняя» камера.
Fujifilm X-Pro1 с объективом Fujifilm XF 18 mm f/2 R X-Mount – «маленькая внутренняя» камера.

Причём, важно понимать, что в условиях Арктики в качестве маленькой камеры сложно использовать вторую зеркалку, которыми чаще всего комплектуют себя профессиональные фотографы. Здесь нужен именно «цифрокомпакт», и это решение должно быть осмысленно. Я давно тяготею к компактным камерам, и мне очень приятно, что им находится не просто удобное, а реально незаменимое применение. И мой любимый Фуджик здесь проявил себя прекрасным образом!

А проблему дыхания можно, и я бы даже сказал, нужно решать с помощью маски.



Нужно, потому что маска на Севере вам крайне пригодится и безо всякого фотоаппарата вообще. Правда, она ещё больше актуализирует проблему очков, но тут уже придётся или учиться особым образом выдыхать, или придётся использовать контактные линзы.

Ну, и заканчивая тему отмороженных камер, покажу, как может выглядеть ваш фотоаппарат после 2-часовой езды на снегоходе:



Картинка эффектная, но на самом деле пугаться не надо, этот снег легко очищается простым отряхиванием и протиранием варежкой.

***

Ну и на последок покажу вам некоторые фотографии, снятые с помощью описанного подхода в недавней поездке по Якутии. Под каждой фотографией я указал, какой камерой она сделана. Некоторые картинки сделаны на улице маленькой камерой и в помещении большой – казалось бы, это противоречит сказанному. На самом деле нет, т.к. в процессе я много экспериментировал, прежде, чем пришёл к конкретному решению.


Canon 1D X


Canon 1D X


Fugifilm X-Pro1


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1

Другие мои фотографии из Якутии и публикации, связанные с этой поездкой, можно посмотреть здесь (в том числе есть пост про еду и про желтую икру):

http://pavel-kosenko.livejournal.com/tag/Якутия

Буду рад, если и вы поделитесь своим опытом съёмок в условиях крайнего севера. Спасибо!



Автор статьи: Павел Косенко.
promo skaznov february 7, 2012 12:02 1
Buy for 100 tokens
Если у Вас есть необходимость или желание: - сделать репортаж о каком-то Вашем событии, мероприятии, концерте, выставке, открытии, презентации чего-либо; - показать с наилучшей стороны деятельность Вашей компании, рассказать о том что Вы производите; - показать другим людям нечто, с…

Комментарии

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
val000
20 мар, 2013 16:22 (UTC)
Замечательные снимки!
skaznov
20 мар, 2013 17:04 (UTC)
мне вообще нравятся вот такие обзорные посты!)
zheka_ural
20 мар, 2013 16:38 (UTC)
какие классные жизненные снимки...
skaznov
20 мар, 2013 17:04 (UTC)
так профи же снимал...))
soullaway
20 мар, 2013 16:58 (UTC)
интересный пост,но это из серии лучше читать, чем самому в такое время года куда-то поехать))
skaznov
20 мар, 2013 17:04 (UTC)
все равно полезная информация))
soullaway
20 мар, 2013 17:06 (UTC)
а я зимой вообще не люблю фотоаппарат с собой таскать))потеет же действительно))
skaznov
20 мар, 2013 17:07 (UTC)
трудности только укрепляют дух фотографа...))
soullaway
20 мар, 2013 17:08 (UTC)
э,не.я инженер.фотография для души, без претензий))
avdavydov
20 мар, 2013 17:01 (UTC)
честно сказать не понял как павел снимал у нас на морозе. Кажется он только из теплой машины снимал, выскакивая на минутку. А так здесь невозможно снимать.

я не фотограф, но камера простенькая старенькая Sony Cybershot у меня есть. Нигде не подводила меня, ни в Гималаях, ни в Халонг Бэй (тысяча островов около Ханоя, где у многих внутрь камер забралась вода), а вот здесь в Якутии почти не могу использовать на улице - зверские морозы и камера почти сразу выходит из строя, особенно если ехать куда-нибудь на Буране.

Даже класть камеру внутри одежды особенно не помогает, так как камера все равно тут же мерзнет, как только вытащишь из одежды.

Особенно пострадал литиевый аккумулятор, потом еле смог вернуть его к жизни. Хотя он почти сдох именно потому что я вытащил его из камеры и грел у себя в кармане рубашки, а потом поставил в ледяную камеру. (То есть нужно просто не замораживать камеру полностью, а не вытаскивать аккумуляторы).

Температуры конечно у нас в Якутии экстремальные, а так до 35-40, например в Харбине, в Тынде я все-таки прекрасно снимал, а вот в Якутии не снимается даже при такой же температуре, и тем более при более низких.

skaznov
20 мар, 2013 17:05 (UTC)
интересно...) а вот на Халонг Бэй вода каким образом проникала в камеры? и в какие?
avdavydov
20 мар, 2013 17:23 (UTC)
вода лезла в основном в мыльницы (в смысле в маленькие камеры, пусть они хоть 16 мегапиксельные), а в большие как Canon или вот в мой Sony ничего не проникало. но по-моему в эти маленькие камеры даже пыль постоянно забивается. что уж про воду говорить
(Удалённый комментарий)
skaznov
20 мар, 2013 17:05 (UTC)
абсолютно согласен!)
eimage
20 мар, 2013 18:27 (UTC)
А разве для Кенона нет зимних чехлов?
massive
20 мар, 2013 19:38 (UTC)
Спасибо за ценную информацию.
fujik22
20 мар, 2013 20:35 (UTC)
друзья в командировке работали на пленку в старом добром корпусе 4 никона))...а вы молодцы)))
diverresearcher
20 мар, 2013 21:20 (UTC)
Дык может имеет смысл попробовать в подводный бокс замуровать фотик?
nikipavl
21 мар, 2013 08:02 (UTC)
Вода, господа фотографы!
Вода, господа фотографы!
Фотограф, почти оптик...
А оптик, почти физик...
Всего в двух шагах от натурфилософии, но оказывается можно запутаться.

Бутылка из морозилки покрывается инеем, читай ВОДОЙ! из комнаты, где люди дышат, варят, жарят, etc...

Всё дело в воде. Температура лишь показывает что будет с водой, которая вокруг нашего лица, в том числе усов и бороды, рук, очков, камеры и аккумуляторов.
Если t меняется с плюса на минус, то (внимание!) на самых мелких и тонких предметах вода из выдыхаемого человеком воздуха быстрее всего ЗАМЕРЗАЕТ, не успев высохнуть.
А если t меняется с минуса на плюс, то (внимание!) на самых массивных и неотапливаемых предметах, как камера и объектив, сначала вода ЗАМЕРЗАЕТ, а потом ОТТАИВАЕТ, долго высыхая.

К слову, кислотные аккумуляторы автомобиля на морозе "замедляются в своих химических реакциях" и снижают свои электрические характеристики. Значит надо искать "без жидкостей", хотя по электро-химии при -50С я вряд ли что-то путное подскажу...
Цитирую: "Если мы возьмём чистый спирт (этанол с формулой C2H5OH) — то заморозить его можно только при экстремально низкой температуре -115 °C.<...>Серная кислота (H2SO4) замерзает при -11 °C, 10%-ная соляная кислота замерзает при -18 °C, азотная кислота (HNO3) замерзает при -42 °C"Конец цитаты

Для решения проблем следует запомнить:
- имеешь для съёмок внутри жилища отдельную камеру, очки и усы с бородой в герметичном супер чехле С ПОДОГРЕВОМ, который открываешь\закрываешь только в помещении...
- имеешь для съёмок на улице отдельную камеру, очки и усы с бородой в герметичном супер чехле БЕЗ ПОДОГРЕВА, который открываешь\закрываешь только на улице...
быстрее справишься с вышеуказанными водными проблемами.

Если не изобретут камеру с объективом, об которые можно руки греть (темп. не менее +40С), чтобы вода с поверхности испарялась чуть быстрее...

Только в чуме, как и в парилке воде испаряться некуда - очень много её там содержится в воздухе.

Апдейт, как говорится...
Сам Автор фотографий из опыта экспедиции сформулировал вполне научные рекомендации.
А я тут свою учёность, зря видать, демонстрировал.
:-))))))))

Edited at 2013-03-21 08:10 (UTC)
savchenko_alex
21 мар, 2013 11:38 (UTC)
рогатое фото - шедевр
fogginess_m31
21 мар, 2013 18:46 (UTC)
фотографии с оленями просто неописуемо красивы!!!
( 21 комментарий — Оставить комментарий )
Январь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com